Истории успеха

История о том, как свобода помогает ребенку расправить крылья

Ребенок с раннего детства ходил в Монтессори сад. После переезда семьи, вблизи не оказалось Монтессори центра и его устроили в ближайший частный детский сад. В связи с переменами, в поведении сына наблюдались сильные изменения, которые беспокоили родителей. Начались конфликты со сверстниками, ребенок приходил из сада возбужденный, расстроенный, стал проявлять защитную агрессию, появились истерики. Родители подозревали некорректное взаимодействие детей внутри сада и воспитательные приемы педагогов, в связи с чем решили сменить сад и снова искать дошкольное учреждение с Монтессори подходом.
Родители обозначили проблемные моменты:
тревожность, истеричность, неуравновешенность, неумение общаться с другими детьми, защита своих границ, агрессия (драки).
Посещение сада началось с адаптационного периода, когда ребенок знакомился, привыкал к условиям, учился снова доверять, с нескольких часов, постепенно увеличивая интервал пребывания. Так как метод и подход ребенку были знакомы, он быстро влился в группу и принял правила. В саду педагоги четко обозначили границы ребенка, других детей, свои, проговорили правила сада и безопасности.

Как проходила адаптация

  • Ребенка научили способу обратиться ко взрослому, когда тот занят, не нарушая работы в классе.
  • Правила сада едины для всех: и для детей, и для взрослых. Нет избирательности по половому признаку или возрасту.
  • Уважительное отношение к ребенку и его деятельности: обращение вежливое и культурное, не прерывали работу посторонними просьбами или заданиями, оберегали интерес ребенка.
  • Ребенок был самостоятелен и независим от взрослого в вопросах ухода за собой: самостоятельно переодевался, накрывал себе на стол, накладывал еду, мыл посуду, убирал со стола, подметал или мыл пол, убирал свое рабочее место после занятий.
  • Обучение навыками продуктивной коммуникации: как попросить, как отказать, как договориться, как обозначить свои чувства.
  • Разрешение конфликтных ситуаций: выслушать обе стороны, предложить или найти решение совместно.
  • Отстаивание границ каждого ребенка.
  • Отсутствие наказаний, крика со стороны взрослых, авторитарного подхода к воспитанию.
  • Педагог – наставник для ребенка, старший товарищ, проводник, гид.
  • Отсутствие ощутимых границ «взрослый – ребенок», обращение ко взрослым только по имени и на «ты». Взаимодействие со всеми взрослыми одинаковое, без учета иерархии или субординации.
  • Постоянная упорядоченная среда, все материалы и вещи всегда лежат на одном месте. Ребенок может их брать, а потом возвращать на место.
  • Обильная богатая среда для удовлетворения потребностей ребенка: творческой, бытовой, языковой, арифметической, сенсорной.
  • Наставничество: ребенок может сам обучать других ребят в той компетенции, которая ему доступна.
  • Социализация: уважительное взаимодействие всех участников в группе, единая концепция для всех людей как внутри сада, так и на прогулке.
  • Ребенок пытался нарушать правила, исследуя границы дозволенного, проверяя, точно ли и всегда ли правила работают. Реакция взрослых была всегда одинаковой: озвучивались правила и пресекались попытки их нарушить. Постоянная психологическая атмосфера в коллективе позволила ребенку расслабиться и стать более открытым и естественным.
  • Предсказуемые взрослые и постоянная среда постепенно сменили привычный способ общения (истерик) ребенка на конструктивный диалог

Отзыв мамы


Стал самостоятельнее и проявляет инициативу в одевании. Раньше я ему давала возможность выбирать одежду и самостоятельно одеваться. У него условно 2-3 комплекта в доступе - выбирай, в чем пойдёшь. Он выбирает, надевает низ, а футболку - ни за что. Я ему показывала методы надевания, Саша - в крик, не хочу, не буду. То же самое с самым простым - носками. Я не доводила до ссоры, но и долго показывать алгоритм не всегда могла. На этой неделе сам одевается полностью. И сам этого хочет. Улыбается, болтает и потом хвалится результатом.

Голова после садика не перегружена, он перестал домой приходить перевозбужденным - никакого плача на ровном месте, в доме спокойнее стало. Режим восстанавливается - замедляемся ко сну, ложится в кровать в нужное время.

Плюс, конечно, у меня больше ресурса разруливать какие-то моменты, ведь споры и истерики теперь редкие, а не каждые 20 мин по любому поводу.

Стал лучше разговаривать. Он и до этого хорошо говорил, но в прошлом садике с ними общались резко, кратко и не в самых литературных выражениях. Учили говорить громко, когда обращаешься ко взрослому, а вот мысли друг другу детишки все доносили очень сбивчиво. Поэтому у нас дома был эмоциональный болтушка. А сейчас предложения строит грамотно, красиво даже. И нет противоречия в том, как мы с ним общаемся, и как воспитатель.


Перестал избегать скопления детей (всего за неделю!). Были вчера вечером в кафе, там была игровая зона. Саша сам пошёл и стал общаться с малышом и его няней. Помогал строить небоскрёб. Раньше он не ходил никуда, где есть ещё дети - потому что толкнут/дернут/отберут игрушку и поломают.

Стал увереннее. И мне спокойно. Раньше я постоянно была в стрессе - потому что способ общения с детьми, проработки конфликтов и вообще стратегии их предотвращения- либо отсутствовали в садике, либо были, мягко говоря, странными. Мне практически ломали ребёнка. Он стал приносить ругательства, агрессию домой, проигрывал это всё с персонажами дома (у нас дом муми-троллей и космическая станция с космонавтами). Он был затюканный и огрызался. А сейчас - бальзам на душу.

Мы с мужем очень рады, что решились на переход. Логистика, конечно, важна, но здоровая психика и развитие ребёнка - залог его успешного будущего, стабильного и гармоничного внутреннего состояния, а проблемы с логистикой исключительно наши.